Органы местного самоуправления, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка
Прокуратура Ловозерского района - п. Ревда ул. Умбозерская д. 1, телефон - 8 (81538) 43-406
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ловозерского района- с.Ловозеро, ул. Советская д. 10. Телефон: ответственный секретарь - 8 (81538) 40-485
Отделение полиции по обслуживанию Ловозерского района - п.Ревда, ул. Вебера д. 5, телефон начальника отделения - 8 (81538) 43-248, инспектор по делам несовершеннолетних - 8 (81538) 43-944
Отдел по образованию Ловозерского района - с Ловозеро, ул. Советская д.26 Телефоны: начальник отдела Любовь Викторовна Бабиченко - 8(81538) 40-114, специалист органа опеки и попечительства - 8 (81538) 40-111
Ловозерская центральная районная больница - п. Ревда, ул. Комсомольская д.2, телефон главного врача - 8 (81538) 43-409
Ловозерский комплексный центр социального обслуживания населения: п. Ревда, ул. Кузина д. 5, телефоны: директор - 8(81538) 44- 797, заместитель директора - 8(81538) 44-002
Инспектор по охране прав детей МБДОУ "Детский сад № 8" - Наталья Вадимовна Карьялайнен, телефон 8 (81538) 43-433
Единый общероссийский номер на помощь детям "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"
8-800-2000-122
Звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов!
Звонок на единый общероссийский номер детского телефона доверия осуществляется бесплатно и анонимно со стационарного или мобильного телефона для получения детьми и родителями (законными представителями) консультативно-психологической помощи, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия, включая случаи сексуального насилия как в семье, так и вне ее.
Защита прав и достоинств ребенка, или что мы должны знать, чтобы не нарушать права детей
Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место.
Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Защита прав - особая проблема государства и общества в целом.
Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши дети должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята (был принят документ, определяющий права детей, а также обязанности родителей; Конвенция о правах ребенка.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребёнка", принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.
Конвенция – провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, что ребенок – самостоятельная личность, имеющая свои права и обязанности.
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
Вместе с тем современная ситуация характеризуется тем, что права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или не соблюдаются вообще из-за отсутствия механизмов их реализации.
В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди – родители.
Сегодня семья, к сожалению, очень часто перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин.
В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребёнка и Семейного кодекса РФ. Но и вы, родители, обязательно должны быть знакомы с этими документами.
Например, ст. 19 Конвенции о правах ребенка гласит: «Государства- участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей...»
Зачастую, не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. Многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.
Жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.
Но, что мы понимаем под выражением «жестокое обращение с детьми»?
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
- Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
- Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму
В Российском законодательстве закреплены права и обязанности детей, а также ответственность взрослых за их нарушение
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157). [22, С.70-91:98-106]
Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
• немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77). [19, С.29;30;35;38]
Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56). [11, С.6;74]
В учреждении имеются лицензии на право ведения образовательной и медицинской деятельности, выполнены необходимые требования, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в ДОУ, соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Обновлены учредительные и нормативные документы, регулирующие деятельность ДОУ, а также содержащие положения о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Кроме того, в каждом образовательном учреждении имеется общественный инспектор по охране прав детей, к которому вы в любое время можете обратиться за помощью. Он осуществляет взаимодействие с органами и субъектами профилактики преступлений среди несовершеннолетних (КДН и ЗП, орган опеки и попечительства, ОВД, ЦЗН, ЦСПСиД). А также занимается выявлением и профилактической работой с семьями «группы риска» - это семьи, в которых нарушаются или с большой вероятностью могу быть нарушены права ребенка.
Берегите и любите своих детей!